Геометрические рисунки по тетрадным клеточкам или графический диктант, так называется занятие для детей с художественным уклоном, развивает воображение, моторику рук и усидчивость. Рассмотрим, как рисовать по клеточкам легкие и сложные рисунки, что для этого нужно и с чего начать, если нет опыта в рисовании.
Польза рисования по клеточкам
Чтобы узнать какую пользу дошкольник может получить от графического диктанта, нужно сначала понять, что это такое. Представляем, что перед нами лежит бумага с распечатанными клеточками, а к рисунку написано задание, в котором расписано сколько клеток и в каком направлении нужно закрасить и если следовать всем указаниям, то вырисовывается цветной рисунок по клеточкам.
Причем изображение можно выбрать любое: животных, автомобили, цветы или мультяшных героев, то, что нравится ребенку.
Рисование по клеточкам в тетради, это не какое-то дисциплинарное занятие, которое требует определенных навыков, а интересная игра с развивающим уклоном. Распечатанные графические рисунки можно взять с собой на природу, дачу или даже в летний лагерь. Ребенок всегда будет занят, а у взрослых появится время для решения своих проблем, а разнообразие картинок позволяет подобрать вариант по интересам как девочек, так и мальчиков.
Интерес заключается в том, что пока рисунок не будет готов, сохраняется интерес, а, что же получится, если обвести все клетки, а потом их закрасить. Детки с любопытством наблюдают, что же у них получается, но родители не должны оставаться в стороне от процесса.
Рисунки по клеточкам для начинающих, хоть и просты, но требуют под рукой необходимый инструмент и проведение первого инструктажа, с чего начать и как не ошибиться. Поэтому чтоб не пропал интерес в начале, попробуйте нарисовать рисунок вместе, проговаривая этапы диктанта.
Что для этого надо
Для начала подготовьте инструмент для занятий, нам понадобятся:
- бумага, это могут быть форматные листы, тетради для рисования или альбом;
- авторучка;
- цветные маркеры;
- набор карандашей;
- пример рисунка, в соответствии с возрастом ребенка.
При наличии принтера, нужный рисунок можно скачать с компьютера. Для начинающих берутся изображения с объемными клеточками, со временем можно усложнять задачу, выбирая разные формы треугольник, прямоугольник, шестиугольник, круг и т.д., но для освоения техники квадрат.
В интернете можно найти диктант любой сложности для разных возрастов с машинками или котиками, причем на выбор есть не только размеры и формы узоров, но и цвета. Но принтер есть не в каждом доме и тогда на помощь приходят подручные средства обычная тетрадь в клеточку и карандаш. Создаем рисунок своими руками, повторяем одни и те же фрагменты в цикличном направлении.
Можно подсмотреть изображение в интернете или включить собственную фантазию, а простые рисунки не требуют определенных знаний и навыков, например шахматное поле, сможет нарисовать каждый, ребенку только остается закрасить клетки в черный цвет.
Правила выполнения и советы
3д рисунки требуют объединения клеточек в соответствии с заданием, все изображение может состоять из квадратиков разного размера маленьких или крупных, но для большего интереса изображение можно разбавить треугольными или восьмиугольными формами, так рисунок приобретает больше смысла и вызывает любопытство.
Разнообразие геометрических форм позволяет создавать сложные, но интересные узоры по клеточкам для детей постарше. Графические диктанты предназначены для малышей с четырех лет, но могут занять и взрослых, соединение клеток и раскрашивание успокаивает и повышает настроение.
В основу для детей постарше можно брать смайлы, которые есть в любой социальной сети. Берем бумажный лист в клеточку и вырисовываем контур, например сердечка или цветочка, прорисовываем каждую линию, а затем раскрашиваем.
Графический диктант дается детям в детском саду, для формирования усидчивости, развития моторики рук и внимания. Воспитатель говорит, сколько и в каком направлении нарисовать квадратиков, а потом в какой последовательности их закрасить.
Но самым легким и популярным способом являются готовые схемы, распечатанные на принтере или купленные в магазине. Нужно только пометить количество горизонтальных и вертикальных линий, в какой последовательности их соединить и каким цветом закрасить.
Что можно рисовать
В возрасте 4-5 лет даются простые рисунки по клеточкам, начинается все с классической змейки, непрерывная линия имеет впадины по клеточкам вверх либо вниз, далее после изучения техники первого рисунка, можно дорисовывать змейке дополнительные элементы, флажки или квадратики. Сложность в рисунки нужно вносить постепенно, чтоб не получилось путаницы, со временем можно рисовать треугольники или ромбики и раскрашивать различными цветами, в итоге должна получиться все та же змейка.
При помощи графических диктантов и рисования можно создавать разные изображения от цветов до животных:
- простые цветочки-орнаменты;
- маленькие ягоды, клубнику, малину или вишню;
- домики объемные и небольшие, с дверью и окном;
- зайчики, котики, собачки и т.д.;
- курица или утка;
- большие животные, слоны, бегемоты или жираф.
Начинать можно с небольших изображений, например солнышка, бантика, монетки или мороженого. Для опытных художников используются более сложные рисунки-действие:
- отдых на природе;
- охотник с добычей;
- лужайка с зайцами;
- лягушки на пруду.
Как рисовать
Существует три способа рисования по клеточкам для начинающих и детей постарше:
- Рисование по готовому образцу-ребенку дается готовый рисунок, и он должен выполнить в тетради по клеточкам точно такой же, соединяя линии в правильной последовательности.
- Дорисование рисунка — изображение готово не полностью и нужно при помощи фантазии и воображения закончить картину, занятие на развитие пространственного мышления.
- Графические диктанты — воспитатель в детском саду или родители дома диктуют последовательность действий, а ребенок их выполняет. Развивается моторика рук для предстоящего письма в учебном заведении.
Диктант по клеточкам происходит в тихо в помещении, чтоб посторонние звуки не отвлекали ребенка. Каждое слово характеризуется стороной, в которую нужно двигаться и числом.
Пример, взрослый говорит цифру 1, это значит нужно начертить линию длиной в одну клетку, цифра 2, линия в две клетки, при этом указывается направление линии влево или вправо.
Дошкольники не могут выполнить задание с слишком длинным направлением клетки, как правило используют не больше трех.
Если ребенок не хочет, либо не может выполнять задание не нужно его заставлять, диктанты по клеточкам носят математический характер и вызывают усталость, не нужно давить и заставлять рисовать через силу, не к чему хорошему это не приведет, а только отобьет желание заниматься графическими рисунками в будущем.
Преимущества рисования по клеточкам для детей:
- развитие творческих способностей и совместное времяпрепровождение;
- ребенок начинает понимать графические формы, где левая сторона, а где правая;
- тренируется внимательность и фонетическое восприятие;
- сосредоточенность и усидчивость, задание нужно выполнить до конца;
- тренируются художественные навыки.