- Как правильно научить ребёнка счёту
- Когда стоит учить ребёнка считать
- Какие методики использовать для обучения счёту
- Как научить ребёнка считать до 20
- Как научить ребёнка считать до 100
- Первое знакомство с цифрами и игры с ними
- Математическая игра «Один ― много»
- «Потеряшки»
- Весёлая зарядка
- Учимся сравнивать «Больше, меньше, равно»
- Бабочки на ромашках
- Зайчики с морковками
- Занятия с дидактическими материалами
- Разнообразие упражнений
- Использование различных форм работы
- Состав числа
- Обратный счёт
- Простые математические действия с предметами: сложение и вычитание
- Написание цифр
- Родителям дошкольников будет интересно:
Как правильно научить ребёнка счёту
Многие ребята приходят в первый класс уже с навыками счёта, поэтому родителям важно обучить его заранее. Сегодня есть много методик, которые позволяют сделать это интересно и весело.
Не навязывайте обучение счёту, оно должно быть лёгким: в процессе повседневных дел или игры. Считайте привычные предметы вместе, постепенно усложняя задачки. Например, два апельсина или четыре тарелки он легко визуализирует, а вот абстрактные множества — вряд ли.
Когда стоит учить ребёнка считать
Большинство специалистов считают, что лучшее время для обучения малышей счёту — это 3–5 лет. Именно в этом возрасте ребёнок начинает интересоваться новым и учится устанавливать закономерности между цифрами. Однако всё очень индивидуально. Если малыш активно осваивает мир и интересуется математикой раньше, можно начать обучение и с 1,5 лет.
Какие методики использовать для обучения счёту
Собрали проверенные методики, которые позволяют сделать это в игровой форме, интересной для ребёнка.
- Счёт на пальцах. Методика помогает понять, как научить ребёнка считать до десяти. Запомнить сразу все цифры малышу будет сложно, поэтому можно начать с пяти и ориентироваться на пальцы одной руки. Познакомьте ребёнка с их названиями, далее подключите вторую руку. Можно использовать игры с пальчиками, когда один исчезает или два–три пальчика встречаются вместе.
- Использование обучающих карточек и палочек. Можно выкладывать их по одной на стол и называть цифры, потом сдвинуть одну часть палочек вправо, а другую — влево и спросить, сколько палочек в каждой части.
- Игры с цифрами. Обучение детей счёту может проходить в игровой форме. Например, сюжетно-ролевая игра «магазин». Нужно выбрать, кто будет продавцом, а кто — покупателем, и назначить валюту. Продавая или покупая конфеты и игрушки, ребёнок легко запомнит цифры до десяти и даже до двадцати.
- Методика Монтессори. Она схожа с игрой в магазин. Можно дать ребёнку разные монеты, например, рубль, два, пять, и попросить его посчитать сумму или разменять деньги.
- Методика Домана. Автор рекомендует использовать карточки с красными точками для счёта. Цвет привлечёт внимание малыша.
- «Стосчёт». Николай Зайцев предлагает сразу показать числа от 0 до 99. Так ребёнок поймёт, сколько десятков и единиц составляет каждое число.
- Методика Полякова. Понадобятся кубики, коробочка с отсеками по количеству кубиков и числа. Сначала берётся один кубик, ставится в ячейку и рядом кладётся цифра 1. И так до 100.
Как научить ребёнка считать до 20
Чтобы научить ребёнка считать до 20, используйте две пары рук — ваши и его собственные. Ещё можно задействовать кубики, карточки, палочки или рисовать чёрточки — что придёт в голову. Такой счёт даётся также легко, как и до 10. На этом этапе ребёнку нужно понять состав числа.
Как научить ребёнка считать до 100
Расскажите ребёнку о том, что десятков всего девять, после этого назовите каждый десяток: десять, двадцать, тридцать и так далее. Предложите ему каждый день заучивать по 10 новых цифр каждого десятка. В конце дня спрашивайте, что ребёнок запомнил, и повторяйте выученное в другие дни. Упростить повторение можно считая предметы, которые находятся перед вами. После того как ребёнок освоит десятки, предложите ему сыграть в игру: напишите ряд чисел с десятками и пропустите одно число в середине. Попросите ребёнка заполнить пропуск.
Также можно использовать методику Глена Домана. Сначала ребёнку нужно показывать карточки, где изображено не более пяти точек, затем увеличить их число до 20, 50 и далее до 100. Этот метод поможет также натренировать зрительную память.
Важно обратить внимание ребёнка на числа с 11 до 19, так как они называются отличным от остальных образом.
Первое знакомство с цифрами и игры с ними
Наверняка вы уже перешагнули эту ступеньку и успели использовать самые разные способы, чтобы запомнить цифры: рисовали, вырезали, лепили и т.д. В возрасте 3-5 лет дети на лету схватывают всё, что интересно, поэтому их несложно вовлекать в обучающие игры.
Давайте рассмотрим пару необычных приёмов для обучения счёту, которые одинаково полезны не только младшим и средним, но и старшим дошкольникам.
Математическая игра «Один ― много»
К 2 годам детям уже знают слово «много» и понимают, что оно означает. Пора научить малыша сравнивать разное количество предметов. В результате игры у ребёнка должно сформироваться представление о том, чем «один» отличается от «много».
Дайте ребёнку корзинку с пятью мячиками или шариками. Спросите: «Что лежит в корзинке? (мячики). Сколько мячиков? (много). Я возьму один мяч. Ты тоже возьми один мяч. Сколько у тебя мячиков? (один).
Давай дадим один мяч мишке и один утёнку. Сколько мячиков осталось в корзинке? (один). А сколько было в начале игры? (много).
«В корзинке было много мячиков, а остался всего один. Сейчас мы соберём все мячи в корзинку. Положи туда свой мячик. Возьми у меня ещё один мяч. Забери мячики у мишки и утёнка». Малыш собирает мячи. «В корзинке лежал один мячик, а сколько стало сейчас?» (много).
Для закрепления в детской памяти математических понятий «один» и «много» чаще используйте бытовые ситуации: «Сколько на столе яблок – одно или много? (одно). А орехов? (много)».
Используйте карточки с изображениями одного и нескольких знакомых предметов: фруктов, овощей, геометрических фигур. Сначала просите ребёнка найти картинки с одним предметом. Затем меняйте задание: нужно показать карточки, где нарисовано много предметов.
«Потеряшки»
Понадобятся цифры от 1 до 5 на карточках или сделанные из плотного материала. Игра проводится на детском коврике. Заранее разложите кучки из любых мелких предметов: камешков, орехов, шариков.
Объясните ребёнку, что цифры потерялись, не могут найти своё место, им нужно помочь. Поручите малышу отыскать кучку, соответствующую каждой цифре, и положить рядом с ней «потеряшку».
Весёлая зарядка
Мы хорошо позанимались, пора делать зарядку. Мама показывает карточки с цифрами и даёт задания: цифра 3 ― нужно прыгнуть 3 раза, 2 ― присесть на корточки и так далее, до цифры 5.
Учимся сравнивать «Больше, меньше, равно»
Продолжаем знакомить малыша с математикой. На очереди игры и упражнения со сравнением совокупностей. Сопоставляя количество предметов, ребёнок учится определять разницу: меньше, больше или столько же.
Бабочки на ромашках
Нарисуйте на листе бумаги ряд из пяти крупных ромашек. Вырежьте 5 бумажных бабочек или используйте готовые. Усадите малыша за стол и начните игру.
«На лугу выросли ромашки. Сколько их? Давай посчитаем. Молодец, три.
Прилетели красивые бабочки. Сосчитай, сколько бабочек? Правильно, четыре. Каждая бабочка села на ромашку (положите трёх бабочек на цветы, а четвёртую рядом). Посмотри, одной бабочке цветка не хватило.
Подумай, почему так получилось? Чего у нас больше, бабочек или ромашек? Молодец, бабочек больше — 4, а цветов меньше — 3 (показывайте карточки с цифрами). Повтори за мной.
Посмотри, одна бабочка улетела. Сколько осталось? Правильно, 3. А цветов? Тоже 3. Теперь ромашек стало столько же, сколько бабочек.
Вот улетела ещё одна бабочка. Сейчас чего больше, цветов или бабочек? Цветов больше, молодец.
Сколько ромашек? Три. А бабочек 2, на одну меньше. Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну? Правильно, убрать одну ромашку».
Называя числа, показывайте карточки с нужными цифрами. По ходу игры просите кроху повторять новые слова: больше, меньше, поровну, столько же.
Зайчики с морковками
Игра закрепляет навыки счёта и количественного сопоставления. Предназначена для детей 2, 5—3 лет. Наша задача научить малышей, как устанавливать равенство между группами предметов.
Понадобятся изображения пяти одинаковых зайцев и пяти морковок, лист бумаги. Нарисуйте одну под другой 2 параллельные линии. Расстояние между ними должно быть достаточным для размещения фигурок.
Попросите малыша посадить на верхнюю линейку 4 зайчиков, а на нижнюю положить 5 морковок. Проследите, чтобы фигурки располагались точно одна под другой.
Так ребёнку легче определять разницу в количестве предметов.
Спросите малыша, чего больше — зайцев или морковок? Предложите сосчитать. Что сделать, чтобы тех и других стало поровну? Верно, убрать 1 морковку.
А если не убирать морковку, как сделать, чтобы было равно? Правильно, посадить ещё одного зайчика. Сколько теперь зайцев? Пять. А морковок? Пять. Чего больше? Правильно, их поровну.
Подобные игры и упражнения учат малыша оперировать понятиями «больше, меньше, равно».
Занятия с дидактическими материалами
Благодаря своему разнообразию игры со специально разработанными наборами, например палочками Кюизенера, подойдут для детей и 3 лет, и 5 лет. Можно выбрать те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют уровню развития крохи.
Для малышей подойдут задания по следующим шаблонам.
- Найти три желтые палочки.
- Сколько палочек я показываю?
- Найди две синие палочки и четыре желтые. Каких больше?
- Родитель выкладывает квадрат из палочек, после чего спрашивает: сколько палочек я использовала, чтобы создать фигуру? Возможно и противоположное задание: сложи фигуру, используя только 5 (или любое другое количество) палочек.
Хорошо зарекомендовала себя карточная методика Домана, которая помогает запомнить внешний вид цифры и ее значение. Задания также просты.
- Мама показывает карточку, задача ребенка – понять, какая цифра на ней изображена, и найти ее пару – другую карточку, на которой нарисовано необходимое число предметов.
- Потом наоборот – мама выбирает карточку, например, с двумя мишками, ребенок должен найти ей пару – «2».
- Мама показывает карточку с тремя зайцам и просит ребенка найти в квартире такое количество предметов, которое изображено на картине. Дошкольник может принести ей три яблока.
Подобные карточки можно купить или изготовить самостоятельно.
Для дошкольников, которые хорошо разобрались с первым десятком, можно использовать и числовую ленту Зайцева, представляющую собой ряд цифр от 1 до 99. Разместить ее можно на стене, чтобы пособие всегда было перед глазами. Задания могут быть различными.
- Взрослый описывает число: два десятка, три единицы. Задача ребенка – понять, что речь идет о 23, и показать число на ленте.
- Чье число больше. Мама и ребенок берут по одной карточке, на которых написаны числа. Ребенок должен понять, у кого число имеет большее значение, а потом – найти оба на ленте.
- Найти на ленте Зайцева возраст каждого из членов семьи.
Все это поможет сформировать правильное представление о цифрах у дошкольников.
Разнообразие упражнений
Есть большое число упражнений, выполнение которых поможет малышу 3 лет познакомиться с цифрами, запомнить, как они выглядят и какое количество означают. Некоторые из них могут использоваться в возрасте 4 лет. Начинать надо с того, что ребенок хорошо знает.
- Выборка. Мама ставит перед ребенком блюдо, на котором лежат фрукты или конфеты, и просит его набрать, например, три штуки (например, «дай маме три конфеты»). Второй вариант задания – мама сама откладывает некое количество конфет и просит ребенка посчитать их, а потом сказать, сколько сладостей в кучке.
- Найти цифру. Взрослый просит дошкольника показать ему все единицы, которые представлены на заранее подготовленном плакате. Это поможет крохе запомнить, как цифра выглядит.
- Найди пару. Родитель готовит две серии картинок: на одних изображены крупные цифры, на других – знакомые детям иллюстрации к сказкам. Например, два Ивана, три медведя, семь Симеонов и прочее. Задача малыша – соотнести картинку и цифру.
- Посчитай свои пальчики (после знакомства с пятеркой).
- Сюжетно-тематическая игра «Домики». Родитель заранее рисует на листе бумаги определенное количество домиков и просит ребенка принести столько игрушек, чтобы всех их можно было «заселить» и ни одного пустого домика не осталось.
- Игра «По грибы». Родитель заранее размещает в комнате «грибы» (картинки, кубики), ребенок берет с собой корзинку и идет из собирать, найдя первый, он произносит «один», второй – «два», и так далее.
Игр огромное множество, поэтому каждый день следует предлагать ребенку что-нибудь новенькое. Заниматься можно и за компьютером, прося малыша посчитать число предметов на экране.
Использование различных форм работы
Чтобы малышу было проще запоминать цифры, важно визуализировать каждую из них. Есть несколько способов это сделать.
- Распечатать крупные картинки, на которых изображен изучаемый материал, причем желательно, чтобы каждая цифра выглядела интересно, необычно (например, двойка в виде змеи). Предложить ребенку раскрасить картинку яркими карандашами, фломастерами, красками.
- Еще одно похожее задание – раскраска, на которой изображено обозначаемое количество (например, пять котят) и рядом стоит пятерка. Ребенок раскрашивает саму картинку и число, постепенно запоминая. Со временем задачу можно усложнить: на картинке присутствует только определенное количество предметов (4 яблока), малыш их раскрашивает и готовит родителю, сколько их, какую цифру нужно вписать.
- Ребенок с удовольствием выполнит такое задание: будет искать знакомые цифры повсюду – на улице в номерах домов, автобусов, автомобилей, на рекламных щитах. Нетерпеливых родителей это стремление будет раздражать, а мудрые мамы и папы сами предложат малышу веселое задание – кто найдет за время прогулки большее число двоек или единиц. И, конечно, взрослый обязательно должен проиграть.
Чтобы ребенок быстро постигал основы счета, следует постоянно произносить ему считалки с цифрами, например: «Раз-два-три-четыре-пять, мы идем с тобой гулять». Такой несложный текст можно проговаривать перед каждой прогулкой, через несколько раз ребенок уже сам сможет его повторить. Полезны будут и настольные игры: бросив кубик и отсчитывая необходимое число шагов по игровому полю, ребенок быстро научится считать.
Выучить с детьми цифры в 3-4 года – вполне реальная задача, но придется проявить фантазию, предлагая крохам все новые варианты упражнений. Также крайне важно терпение, ведь не с первого раза удастся осуществить задуманное – возможно, какой-то цифре придется уделить несколько занятий. И это нормально, ведь для каждого малыша свойственен собственный уровень развития.
Состав числа
Раскладывание числа на его составляющие позволяет в дальнейшем маленькому математику освоить таблицу сложения и вычитания, быстро и правильно решать примеры и задачи.
Проиллюстрировать состав числа можно с помощью тех же яблок, конфет, пуговиц и прочих привычных и знакомых предметов.
К сведению! Полезно распределять их между игрушками, нарисованными героями мультиков, членами семьи.
Обратный счёт
Наглядный пример обратного счёта для детей — пирамидка. Надевая кольца на пирамидку, считают их в обычном порядке, снимают — в обратном. То же самое возможно проделывать с предметами, складывая их в коробку и выкладывая обратно на стол, или собирая и разбирая дорожку из счётных палочек, или цветных карандашей.
Регулярно выполняя эти игровые упражнения, проговаривая счёт вместе с мамой, малыш быстрее научится вычитать и складывать.
Простые математические действия с предметами: сложение и вычитание
Безусловно, решать математические примеры дошколятам вряд ли под силу. Но элементарное представление о сложении и вычитании вполне допустимо давать им во время игры.
Важно! Если малышу трудно, он устал и не хочет этого делать, не надо настаивать, просить подумать и дать ответ, стоит просто переключить внимание на другую игру.
Сложение и вычитание постигается с помощью привычных предметов, героев любимых мультиков, игрушек:
- Кукла собирает разноцветные пуговицы — малыш складывает и считает.
- Машинка перевозит кубики на стройку, теряя по дороге один куб — вычитает.
- Плюшевый мишка получает несколько конфет, часть съедает — вычитает.
- Мама рисует ягодки (грибочки, яблоки, орехи, листики и пр.), закрывает рукой — малыш вычитает, открывает — прибавляет.
Интересная игра может увлечь малышей и сделать процесс обучения незаметным, но достаточно успешным.
Написание цифр
В детском возрасте образ цифры воспринимается целиком, не вычленяются её составляющие. Запомнить написание поможет игра в ассоциации «На что похожа цифра» и возможность самому воспроизвести эти закорючки на бумаге. Можно попросить малыша нарисовать, слепить, свернуть из бумаги ту или иную цифру. Сначала это будут просто рисунки и каракули. Когда рука окрепнет, можно приступать к правильному написанию цифры, учить вписывать её в клеточку, знать, где должен располагаться каждый её элемент.
К сведению! Лучший тренажёр — прописи для написания цифр с картинками, стихами и играми.
Обычно считать детишки начинают рано. Считалочки, стихи и потешки — первые детские книжки помогают в этом. Но запомнить, как выглядят цифры, тем более самостоятельно их написать, дошколятам сложно. Процесс обучения будет иметь успех при условии огромного желания взрослых научить малыша, помочь ему окунуться в мир математики ненавязчиво, весело, легко. Вместе с родителями этот процесс станет интересным и захватывающим приключением.
Родителям дошкольников будет интересно:
Развитие логического мышления: зачем, когда, как? Логика для дошкольников с 4-5 лет Задания на логику для старших дошкольников Развивающие задания для дошкольников Как быстро и правильно научить ребёнка читать Игры и задания на развитие внимания Самое время выбрать курс развития для вашего ребёнка!
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-schitat
- https://logiclike.com/math-logic/uchim-rebenka-schitat
- https://academy-of-curiosity.ru/matematika-i-logika/matematika-dlya-malyshej-2-3-let-izuchaem-czifry-i-uchimsya-schitat/
- https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/uchim-tsifry-3-goda
- https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-naucit-rebenka-cifram