Особенности
Логическим называют такой вид мышления, при котором ребенок использует логические понятия и взаимосвязи. Он рассуждает, учитывает разные доказательства и в результате получает обоснованный вывод. Предпосылки для развития логики возникают в раннем возрасте. Так, формирование логически-образного мышления начинается с полутора лет. У детей постарше логическое мышление также бывает словесным (вербальным) и абстрактным. Для его развития нужно приложить немало усилий и освоить много информации.
Чтобы тренировать логическое мышление в 6 и 7 лет, следует доступно разъяснять детям сложные темы, научить, как связывать понятия между собой, как правильно оценивать ситуации и делать выводы.
В этом возрасте развивать логику самостоятельно у ребенка не получится, поэтому требуется помощь родителей и педагогов. При этом крайне важно организовать занятия так, чтобы дети были заинтересованы. Для этого используют игровую форму, различные наглядные пособия, связь с увлечениями ребенка.
Правила решения логических задач для дошкольников
На заметку:
- Уделяйте занятием до 10 минут несколько раз в неделю;
- Во время объяснения желательно использовать наглядные материалы (рисунки, схемы, таблицы);
- Предоставьте ребенку несколько минут для собственных рассуждений, обязательное коллективное обсуждение, обмен мнениями;
- В тетрадь задачи можно не записывать;
- Анализируя логическую задачу, необходимо обращать внимание на инициативу и настойчивость учащихся, помочь найти ответ благодаря правильно поставленным вопросам, а также объяснить красивые и оригинальные решения;
- Если задание оказалось сложным, желательно подумать дома.
Ниже приведены задачи на логику, которые постоянно используются педагогами в работе, а главное, дети — дошкольники их охотно решают.
Логические задачки для старших дошкольников
Задание №1
Овечку, Щенка и Белочку попросили объединить фигуры в три группы — по одному общему признаку. Зверята с заданием справились успешно, но группы у всех получились разные. Объедини фигуры в три группы тремя способами.
Задание №2
Художник перепутал все размеры. Перечисли объекты от меньшего к большему в соответствии с их реальным размером.
Ответ: мяч, заяц, лошадь, кораблик, кит.
Задание №3
Черепашик так торопился, что по дороге растерял вещи из чемодана. Пройди тем же путём и узнай, куда он спешил. Впиши ответ в пустые клеточки.
Ответ: на самолёт.
Задание №4
Мартышка, Поросёнок, Мишутка и Тигрёнок живут в одном доме. Это их окошки. Мартышка живёт над Мишуткой. А справа от Мишутки живёт Поросёнок. Скажи, где чьё окошко.
Ответ: в левом верхнем окошке живёт Мартышка, в правом верхнем – Тигрёнок, в левом нижнем – Мишутка, в правом нижнем – Поросёнок.
Задание №5
Наступило утро. Каждый из зверят выглянул в окошко. Перерисуй зверят по клеткам на соседнюю страницу — каждого в своё окошко.
Задание №6
Зайчата не могут разобраться, где чья морковка. Помоги им: найди, от какой морковки кусочек у каждого из зайчиков.
Задание №7
Ёжик и Белочка отправились в лес. Что каждый из них будет там собирать? Узнай, переставив буквы. Впиши ответы в пустые клеточки. Дорисуй картинку.
Задание №8
Котик-сладкоежка пытался уместить в очень маленький карман очень большую плитку шоколада — и она сломалась. Собери плитку из трёх частей. Какая часть лишняя?
Задание №9
У зайчат Тиши и Тимоши День рождения. Тигрёнок Тоша приготовил подарок — два одинаковых рисунка. Но дождик смыл отдельные детали. Дорисуй рисунки так, чтобы они снова стали одинаковыми.
Задание №10
Ворона Карлита знает больше ста слов, которые начинаются с КАР. А сколько слов на КАР знаешь ты? Заполни строчки.
Задание №11
Воробушек, Зайка, Енотик и Лисёнок участвуют в конкурсе «Самый большой снеговик». Каждый из них лепит снежный шар. У Воробушка шар не самый большой. У Зайки шар меньше, чем у Воробушка, но больше, чем у Лисёнка. Какой по величине шар слепил каждый из зверят? Соедини зверят с их шарами. Как ты думаешь, кто победит в конкурсе?
Ответ: самый большой шар слепил Енотик, второй по величине шар слепил Воробушек, третий – Зайка, а самый маленький – Лисёнок.
Задание №12
Медвежонок не знает, как заполнить таблицы. Помоги ему: нарисуй недостающие элементы.
Задание №13
Слонёнок работает в Африке художником. В этой таблице он записал тех, кого должен нарисовать. Посмотри, кого Слонёнок уже нарисовал. Вычеркни названия этих животных из таблицы. Составив из лишних букв слово, узнай, кого Слонёнок ещё не нарисовал. Впиши ответ в пустые клеточки.
Задание №14
Лисичка Пава нашла свою старую фотографию. Помоги Паве её склеить: найди недостающий фрагмент.
Задание №15
Овечки Бяша, Дуняша и Малаша — большие модницы. Они очень расстроились, когда увидели, что надели одинаковые бантики. Используя всего два карандаша, раскрась бантики каждой из овечек так, чтобы Бяша, Дуняша и Малаша отличались друг от друга.
Задание №16
Белочка думает, что на рисунке два треугольника и четыре прямоугольника. Удиви её: найди на рисунке семь треугольников и девять прямоугольников.
Лисёнок не верит, что эту фигуру можно разбить на шесть треугольников с помощью двух линий. Покажи ему, как это сделать.
Задание №17
Пчёлки очень сердиты. Кто-то украл весь мёд из улья. Расшифруй слово, и ты узнаешь, кто съел мёд. Впиши ответ в пустые клеточки.
Ответ: медведь.
Задание №18
Зайка не знает, из чего сделаны эти предметы. Подскажи ему: объедини предметы в пары в зависимости от того, из какого материала они сделаны.
Ответ: мешочек и подушки сделаны из ткани, меч и ключи – из металла, бумага и табурет – из дерева, чашка и ваза – из глины.
Задание №19
Слонёнок Стёпа решил покрасить забор и даже придумал для него узор. Помоги ему: раскрась забор по образцу.
Задание №20
У Змея Горыныча три головы, поэтому он всё делит на три части, даже слова. Переставив части слова, узнай, что Змей Горыныч собирается есть. Какую букву не выговаривает средняя голова Змея Горыныча? Впиши полученное слово в пустые клеточки.
Ответ: мороженое
Задание №21
Гусенички участвуют в конкурсе красоты. Победительницей должна стать самая длинная гусеница. Раскрась гусеничек и измерь их с помощью нитки и линейки. Кто какое место займёт? Впиши соответствующие цифры в пустые клеточки.
Задание №22
В сказочном лесу легко потерять свою тень. Помоги лесовичкам: определи, где чья тень.
Задание №23
Лисёнок любит рыбачить. Помоги ему выбрать место, где больше всего рыбы, и поставить рыболовную сеть. Используя по три выделенные точки, построй четыре возможных треугольника и выдели тот, внутри которого окажется больше рыбок.
Задание №24
Колдунья Злючия такая злющая, что пугает детей одним своим видом. Раскрась Злючию так, чтобы она стала смешной, а не страшной.
Задание №25
Злючия варит своё лучшее зелье. Она хочет угостить им знакомых ведьм. Все рецепты в её поваренной книге зашифрованы. Используя ключ к шифру, узнай, из чего состоит зелье Злючии.
Ответ: тень дракона, лунный свет, крик летучей мыши.
Задание №26
На именины Бегемоши все звери пришли по приглашению, и только один гость попал на праздник случайно. Кто лишний на картинке? Помоги Бегемоше найти незваного гостя.
Ответ: на картинке лишний – щенок, так как это домашнее животное, а остальные – дикие.
Задание №27
Лисичка, Зайка и Щенок купили три воздушных шарика: зелёный, жёлтый и синий. Шарик Лисички не синий, шарик Зайки не зелёный, а шарик Щенка не зелёный и не жёлтый. Какого цвета шарик у каждого из зверят? Раскрась шарики в соответствующие цвета.
Ответ: у Лисички зелёный шарик, у Зайки – жёлтый, у Щенка – синий.
Задание №28
Лягушка Ия очень любит путешествовать. А ещё она любит букву «И». Отгадав ребусы, узнай, в каких странах побывала Ия. Заполни пустые клеточки. Какое слово лишнее?
Ответ: Испания, Италия, Иркутск. Лишнее слово – «Иркутск», так как это не страна, а город.
Задание №29
Рассеянный художник забыл раскрасить свой рисунок. Раскрась картинку, используя цифры-подсказки.
Задание №30
В школе Зайке задали выучить поговорку. Но хулиган Волчонок переставил слова текста, и теперь Зайка не может прочесть поговорку. Помоги ему: расставь слова в нужном порядке.
Ответ: трусливому зайке и пенёк волк.
Задание №31
Медвежат-близнецов Веню и Сеню отличить друг от друга может только мама Медведица. А ты сможешь? Рассмотри картинку, найди не менее десяти отличий.
Задание №32
Каждое утро Солнышко ходит в гости. К кому оно спешит на этот раз? Помоги Солнышку найти дорогу, а по дороге прочти ответ. Впиши ответ в пустые клеточки.
Ответ: к тебе.
Логические игры для детей 6-7 лет
Логические игры для детей 6-7 лет развивают концентрацию внимания, интеллект.
Игра 1.«Новоселье у матрешек»
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
***
Игра 2. Логические задачи.
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.
- Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)
- Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух — не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок — красный.)
- На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)
- Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)
- Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)
***
Игра 3. «Подбери пару к слову»
Цель: развитие внимания, мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Дети встают в круг. Воспитатель с мячом — в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».
***
Игра 4. «Выбери нужное»
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:
- У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
- В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.
- Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.
- В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.
- Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.
- Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.
- У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.
- Времена года: август, осень, суббота, каникулы.
- Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.
Эту игру можно продолжить.
***
Игра 5. Ребятушки-загадушки
Игра учит определять предмет по его характерным признакам
Необходимый инвентарь: игрушки.
- Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями — это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.
- Закрепляем: играть можно на улице, в дороге.
- Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т. д.
***
Игра 6. Математические круги
Игра учит работать с пересекающимися и непересекающимися множествами
Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, мелкие предметы, геометрические фигуры.
- Как играем: положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам, например: деревянные игрушки в одном, пластмассовые — в другом или большие красные круги в одном, маленькие синие — в другом. А если в другом должны лежать все круги, среди которых будут большие красные. Как их разложить? Помогите ребенку пересечь обручи и положить в пересечение большие красные круги. Можно положить маленький обруч внутри большого — в большом большие квадраты, в маленьком — маленькие.
- Закрепляем: раскладывать можно предметы, картинки. А сделать круг из веревки или скакалки.
***
Игра 7. «Расселили птиц»
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.
Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?
***
Игра 8. Парные картинки
Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует произвольную память
Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр).
- Как играем: положите перед ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справо от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках?
- Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет.
- Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа — ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные.
***
Игра 9. «Придумай предложение»
Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.
Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.
Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.
***
Игра 10. «Логические концовки»
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
- Лимон кислый, а сахар… (сладкий).
- Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
- Если два больше одного, то один… (меньше двух).
- Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).
- Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
- Если правая рука справа, то левая… (слева).
- Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).
***
Игра 11. Отрицалки
Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения
Необходимый инвентарь: опорные картинки.
Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.
Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные картинки, например — рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.; аналогично при других задачах.
Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.
Усложняем: увеличиваем количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три мяча: желтый, синий и красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У кого из детей желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?».
Внимание: вы купили родственникам подарки? Поиграйте. Загадайте загадку: «Я купила папе и дедушке брюки, джинсы и свитер. Дедушке я купила не джинсы и не брюки. Что я купила папе, а что дедушке?». Таких житейских примеров много, используйте их для игры и с пользой для ребенка.
***
Игра 12. «Птица-гнездо»
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-… (дом)
песня-глухой, картина-… (слепой)
паровоз-вагон, конь-…(телега)
бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)
песня-певец, самолет-…(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-…(вода)
машина-дорога, воздух-…(самолет)
корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)
ложка-каша, вилка-…(мясо).
***
Игра 13. «Дополни 3 слова»
Цель: развитие операции классификации, обобщения.
Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчица Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа Жасмин, шиповник, сирень
Дождь, ветер, иней.
***
Игра 14. «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.
Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:
Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?
Что бывает высоким (низким)?
Что бывает зелёным (красным, синим)?
Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?
Что бывает тяжёлым (лёгким)?
Что бывает глубоким (мелким)?
Что бывает колючим (острым, хрупким)?
***
Игра 15. «Фокусники»
Цель: развитие воображения, мышления.
Задание: рассказать, во что превратится
Стул без спинки______________
Чашки без ручки ______________
Мороженое без холодильника ____
Всадник без лошади ____________
Дерево без веток ______________
Стол без ножек________________
Ливан без спинки _____________
Самолёт без крыльев___________
Книга без страниц _____________
Подушка без перьев ___________
Спички без серы ______________
Снеговик без холода___________
Телевизор без электричества____
Карандаш без грифеля _________
Кофта без рукавов_____________
Кепка без козырька ___________
Окно без стекол_______________
Сад без деревьев ______________
***
Игра 16. «Земля, вода, огонь, воздух»
Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.
Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».
Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.
***
Игра 17. «Закончи предложение»
Цель: развитие мышления.
Ход упражнения:
Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить получившуюся фразу целиком.
Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая). Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки). Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
***
Игра 18. «Неразбериха»
Цель: развитие операции анализа, синтеза, внимания, речи.
Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений
У Кати кукол больше, чем игрушек
Трехэтажный дом ниже одноэтажного
Ручеёк шире реки
Самолёт движется медленнее машины
В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира
Лапа моложе сына, но старше дедушки
Черепаха ползает быстрее змеи
Тигр слабее кошки
Петя собрал поганок больше, чем грибов
У зайца ушей больше, чем у медведя
Стол квадратнее окна
Стул деревяннее тумбочки
***
Игра 19. «Следователи»
Цель: развитие операции анализа, синтеза.
Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение,
Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________. Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит ___________.
***
Игра 20. «Куда пойдешь, что найдешь»?
У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды).
Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и опираясь на сенсорные эталоны,подобрать нужные картинки.
***
Игра 21. «Чересчур»
Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот).
Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть).
Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти).
А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться. Когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть).
А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть).
***
Игра 22. Хитрые вопросы.
Что может быть как горячим, так и холодным?
(Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп).
Что никогда не поместится в кастрюлю?
(Ее собственная крышка).
Из какой посуды нельзя ничего съесть?
(Из пустой).
На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое)
***
Графические
Этот тип развивающих заданий на логику стимулирует мелкую моторику и готовит руку ребенка к письму, поэтому графическим играм в 6-7-летнем возрасте стоит уделить достаточно внимания. К ним относятся все занятия, во время которых ребенок рисует или пишет. К примеру, можно предложить дошкольнику раскрасить картинку, ориентируясь на цифровые обозначения, соответствующие определенному оттенку.
Многим детям нравится писать графические диктанты. Для них используют листы в крупную клетку, взрослый диктует, на сколько клеточек провести линию и в какую сторону, в результате чего возникает какое-то изображение, например, кошки, домика или кораблика.
С помощью подобных диктантов ребенок учится не только проводить ровные линии, но и ориентироваться в пространстве.
Не менее популярны и задания «продолжить узор», «соединить точки», разные прописи и раскраски. Все такие игры активно развивают и логическое мышление, и внимание. Они учат ребенка концентрироваться на задаче, воспитывают усидчивость.
Речевые игры на развитие логики
В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух. Например, взрослый вслух произносит два слова, дошкольник должен назвать их различия между собой: апельсин и банан, весна и лето, день и ночь, бабочка и птица и т.п.
Можно попросить ребенка составить рассказы по картинкам. В этом случае необходимо следить за последовательностью (логичностью) рассказа, при затруднении ребенку следует помочь.
Довольно эффективны игры на узнавание объектов по определенным признакам. Необходимо попросить ребенка назвать предмет, про который рассказывает взрослый. Например, он желтый, вытянутый и сладкий (банан); он зеленый, полосатый, съедобный (арбуз); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т.п. Таким образом ребенок не просто отгадывает слова и предметы, но и запоминает новые слова, развивает ассоциативную память, учится описывать предметы по их качествам и свойствам.
Также можно попросить дошкольника назвать слова с противоположным значением, например, веселый — грустный.
Слова для примера:
- тяжелый – легкий;
- белый – черный;
- умный – глупый;
- твердый – мягкий;
- холодный – теплый;
- чистый – грязный;
- пустой – полный;
- длинный – короткий;
- светлый – темный.
Или называть синонимы к названным словам (например, маленький – низкий, короткий, мелкий и т.д.).
Отличная игра на одновременное развитие логики и речи состоит в том, что нужно назвать слова, противоположные по смыслу:
«Мышка пищит тихо, а собака лает – (громко)»;
«Кот сытый, а волк – (голодный);
«Один сапог чистый, а другой (грязный);
«Для каши тарелка мелкая, а для супа – (глубокая);
«Лимон – кислый, а апельсин (сладкий).
Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух, например: «Что легче, килограмм камней или килограмм ваты?», «Вася выше ростом Саши, но ниже Алеши. Кто выше Саша или Алеша?».
Компьютерные игры на развитие логики
Компьютерные игры – это новый вид развития ребенка. Использование компьютерных технологий в процессе обучения детей – это нормальное явления.
Среди развивающих игр можно выделить такие игры для компьютера как «Несерьезные уроки. Логика и внимание», «Лунтик». Тренируем память и внимание», «Баба-Яга и Проша» и многие другие. В Интернете также можно найти великое множество онлайн-игр.
К негативным последствиям увлечения компьютерными играми можно отнести и торможение развития социальных отношений, поэтому повторимся. Занятия за компьютером следует строго регламентировать по времени. При этом нужно не забывать, чтобы игры помимо развлекательной функции, несли еще и функцию познавательную. Поэтому к выбору игр для своего ребенка нужно подходить с толком.
- https://o-krohe.ru/logika/zadaniya-myshlenie/
- https://child-class.ru/raskraski/logicheskie-zadachi-dlya-doshkolnikov
- https://kladraz.ru/podgotovka-k-shkole/zadanija-na-logiku-dlja-detei-6-7-let-v-kartinkah.html
- https://multi-mama.ru/logicheskie-igry-dlya-detej-6-7-let/
- https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/zadaniya-dlya-detey-6-7-let-na-razvitie-logicheskogo-myishleniya.html