«Расскажи мне и я узнаю, покажи мне и я увижу, вовлеки меня в деятельность и я запомню и смогу сам»- вот краткий девиз проектной деятельности в школе. Успешность человека зависит от того, как грамотно он спроектирует свою деятельность, от способности организовать свою жизнь, как проект: перспективы, возможности, ресурсы, план принятий решений и самое важное -цель.
Что такое проект и проектная деятельность
Проектная деятельность для школьников — это совместное (парная, групповая, семейная и т.д.) учебно-познавательное, творчески направленное действие (возможно даже в игровой форме), имеющее общую целевую установку, достигаемую определенными приемами и методами, а также общий результат, продукт.
Проект в переводе с латинского обозначает «направленный вперед» цель которого — реализация проектной задумки на выбранную тему. Темы для проектной деятельности определяются в зависимости от запланированного конечного продукта.
Проектная деятельность в начальной школе имеет исследовательский характер.
Зачем нужна проектная деятельность младших школьников
Исследовательская работа, проект, для ученика 1-4 класса имеет в основе цель, которая выглядит, как проблема или проблемная ситуация. Решая ее, обучающийся разрабатывает свой индивидуальный маршрут, стратегию, определяет ресурсы и рассчитывает дедлайн. Разрешаются все доступные методы:
- наблюдение;
- опросы;
- использование Интернета;
- библиотеки;
- архивы.
Умение отсортировать ненужную информацию, выбрать только самое важное, а потом применить это на практике — одна из самых важных задач, поставленных сейчас Федеральными Органами перед проектами в начальной школе. Развитие навыков критического мышления, умение работать с источниками информации, проверка достоверности фактов — всему этому можно научиться, разрабатывая индивидуальные проекты.
Внедрение исследовательских проектов в начальную школу является серьезной подготовкой к одноименному предмету в основной школе. Помимо этого проектная деятельность позволяет:
- Сплотить коллектив посредством общей темы.
- Предложить ребенку способы реализации себя как личность.
- Дать почувствовать значимость и самостоятельность.
- Помочь найти свой «островок успешности».
- Заинтересовать обучающегося предметом, например, окружающий мир, 4 класс является переходным звеном к зоологии, биологии, истории и другим наукам, включенным в этот курс.
- Проявить творчество.
- Показать себя в качестве лидера, умеющего работать с командой.
- Дать возможность экспериментировать.
Цели
Проектная деятельность в школе отражена в образовательном стандарте. Это значит, каждый обучающийся должен быть обучен проектной работе. Один из видов аттестации в старшей школе предполагает защиту индивидуального проекта. Начинать формировать навыки необходимо с начальной школы.
Умение вырабатывать гипотезу, ставить перед собой или коллективом проблемные вопросы, планировать универсальные учебные действия, сопоставлять факты и аргументы — актуальные цели, которые ставятся перед учениками начального звена.
Особенности
Особенностью проектной деятельности в начальной школе является работа с мини-проектами. На их примере ребенок учится последовательности работы над долгосрочной работой. Важным моментом на этом этапе работы является умение сформулировать тему. Это для ученика даже 3 класса достаточно сложно. Первые шаги отрабатываются на легких, игровых темах проектной деятельности. Обычно это работы на тему одного из предметов. Учитель помогает осмыслить проблему и поставить цель. Далее, ученик работает самостоятельно:
- Цель.
- Как достигнуть цели.
- Продукт.
- Планируемые результаты.
- Представление работы.
Как выбрать тему школьного проекта
Чтобы выбрать тему надо понимать этапы работы:
- Первый этап — поиск. Это, как раз тема, постановка смысловых вопросов.
- Второй этап — аналитический. Анализировать готовые примеры, собственную информацию.
- Третий этап — пошаговое планирование работы.
- Четвертый этап — практика. Выполнение всех запланированных действий, воплощение в жизнь идей.
- Пятый этап — презентация проекта и его готового продукта.
- Шестой этап — контрольный анализ результативности. Самооценка и оценивание исследовательских проектов «зрителями».
Далее, знакомимся с типом проекта. Они бывают:
- Решение задачи на практике — практический.
- Подтверждение или разоблачение гипотезы — исследовательский.
- Поиск информации, ее анализ и структурирование — информационный.
- Привлечение общего внимания извне — творческий.
- Передача опыта в какой-либо сфере игры — игровой.
И последним этапом перед выбором темы надо понять, какой продукт обучающийся в состоянии самостоятельно оформить:
- Печатный — памятка, статья и т.д.
- Творческий — ролик, газета и подобное.
- Аналитический — реферат, устный журнал.
- Систематизация — алгоритм, инструкция.
- Электронный продукт — презентация, дискуссия-онлайн и другие.
Проанализировав, эти моменты можно приступать к выбору темы. Интересные темы для проектов (примеры):
- Птицы нашего двора.
- Влияние Интернета на психику подростка.
- Ее величество «Зубная щетка».
- Творчество Великих.
- Загадки клавиатуры.
- Наши помощники-органы чувств.
Оформление проекта
Проект оформляется по определенным критериям. Поскольку в начальной школе учащиеся еще не все знакомы с компьютерной грамотностью, то этот момент оставлен на усмотрение учителя. Педагоги выходят из положения различными способами. Может быть предложен семейный проект, тогда родители помогают на законных основаниях. Школьный проект может проводиться в рамках преемственности, где в деятельности участвуют ученики разных классов. Пример: день Культуры, тема » Город над вольной Невой», участники ученики 3 класса и 10 класса, совместный творческий проект.
Официально оформление выглядит примерно так:
- А4 (односторонняя печать);
- поля:
- левое поле листа — 20 мм;
- правое — 10 мм;
- верхнее и нижнее — 15 мм;
- шрифт — Times New Roman;
- размер – 14;
- интервал – полуторный;
- равнение по ширине.
Продукт в выбранном варианте.
Для представления исследовательских проектов делается наглядная презентация.
Создание презентации и защита проекта
Темы исследовательских работ для начальной школы очень разнообразны, однако все они объединены одной особенностью. Это наглядность. Именно этот момент отражает презентация. Чем меньше будет текста и больше иллюстративного материала, тем лучше пройдет представление школьной работы.
Количество слайдов не оговаривается, оно должно соответствовать объему всей работы.
Защита проекта проходит в виде монолога «оратора». После предоставления информации, показа презентации, продукта, как правило, следуют вопросы от зрителей.