Исторические сведения
Методика исключения 4 лишнего предмета применялась еще в 50-х годах. В лаборатории института психиатрии разрабатывались карточки, копировались и рассылались клиническим работникам. Советский психолог Сусанна Яковлевна Рубинштейн посвятила книгу экспериментальным методикам патопсихологии. Стимульный материал, напечатанный в ней, состоит из 17 карточек, однако в наше время их уже не используют.
Время неумолимо идет вперед, а на картинках были изображены старинные предметы, безвозвратно ушедшие в прошлое. Многие дети просто не могли узнать, что за предмет нарисован. Например, керосиновая лампа или телега, радио или старый приемник. Даже старшие дошкольники не узнавали старинные предметы, естественно, что они не могли пояснить их назначение.
Поэтому стимульный материал Рубинштейн в методике «4 лишний» устарел и его решено было заменить на новые таблицы, более современные. Применяют их и в работе с глухими и немыми детьми. Рассмотрим подробнее, в чем заключается тест, разработанный Белопольской Натальей Львовной.
Инструктаж перед тестированием
Ребенку дают ряд картинок и просят внимательно рассмотреть все предметы, которые нарисованы на них. Из четырех изображений нужно найти то, которое не вписывается (по мнению ребенка) в группу.
Если ребенок затрудняется, то психолог или другой исследователь может задать наводящие вопросы. Это касается только первой карточки, над остальными ребенок работает самостоятельно.
Тестовый материал
Карточки в методике «4 лишний» расположены сериями, каждая из которых способна раскрыть понятийные особенности мышления ребенка. Разложены они по группам в порядке усложнения задания. Так, если в первой серии на картинке ребенок должен из трех геометрических фигур одного размера отделить четвертую, большего размера, то дальше приходится классифицировать предметы по их принадлежности к одной общности или имеющие одинаковые признаки.
На рисунке выше на первой таблице расположены растения, а лишним нужно назвать кошку. На втором рисунке — нужно назвать яблоко, так как это единственный съедобный предмет на карточке.
Кто здесь лишний?
Попросите ребенка назвать, какой предмет лишний в каждой группе? Что объединяет остальные предметы? Как их можно назвать одним словом?
Какой предмет лишний?
Покажи лишний предмет в каждом ряду
«Четвертый лишний» в картинках
Найди и объясни, что лишнее
Определи лишнее транспортное средство
Геометрические фигуры
Кроме заданий на классификацию по темам продолжаем тренировать мышление на задачах с геометрическими фигурами. Ребенку нужно сравнить фигуры, выделить общие закономерности их расположения и найти фигуру, которая отличается от остальных. Такие логические задания носят комбинированных характер, происходит сравнение признаков нескольких элементов.
Даже если ребенок считает только до 10, выполнение заданий на развитие логических способностей будет куда полезнее, чем заучивание чисел до 100.
- https://FB.ru/article/451612/metodika-lishniy—kak-provodit-otsenka-rezultatov
- https://ot2do7.ru/103-chto-lishnee.html
- https://mishka-knizhka.ru/razvivajka-dlja-detej-1-3-let/logika-i-vnimanie/igra-chetvertyj-lishnij/
- https://logiclike.com/math-logic/naydi-lishnee
- https://alfikum.ru/najdi-lishnee/nl-6-7-let/
- https://kupidonia.ru/viktoriny/test-na-soobrazitelnost-najdite-lishnie-v-rjadu-slovo
- https://www.pinterest.ru/olyatupikova/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0-4-%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B9/
- https://www.maam.ru/detskijsad/interaktivnaja-didakticheskaja-igra-chetvertyi-lishnii.html