- Физическое развитие годовалого ребенка
- Как развивать ребенка в 1 год
- Развитие речи
- Развитие мелкой моторики и сенсорики
- Развитие творческих способностей
- Физическое развитие
- Разновидности игр для малышей
- Занятия для развития
- Волшебный таз
- Игры с водой
- Рисование пальчиковыми красками
- Лабиринт для мячика на стене
- Игры с пластилином
- Строительство из блоков
- Подвижные игры
- С игрушками
- Без предметов
- Дельные советы
Физическое развитие годовалого ребенка
Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.
Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.
Как развивать ребенка в 1 год
Чтобы малыш быстро развивался и приобретал все новые и новые навыки, помогите ему в этом:
- Поменьше носите ребенка на руках, дайте ему свободу передвижения.
- Озвучивайте ребенку все, что вы видите, беседуйте с ним. Читайте малышу книги – это так важно для развития речи ребенка.
- Играйте в развивающие игры: сортеры, кубики, пирамидки, шнуровка и т.д. Можно предложить малышу простую сюжетно-ролевую игру (например, стройка, гонки и т.д.). Хорошо подойдут пальчиковые игры.
Развитие малыша в 1 год во многом зависит от его родителей. Проводите с ребенком больше времени, играйте, разговаривайте с ним, гуляйте. Обеспечьте Вашу кроху новыми яркими впечатлениями, тогда его развитие непременно пойдет в гору!
Развитие речи
Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).
Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.
Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.
Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.
Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками
Развитие мелкой моторики и сенсорики
Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.
В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.
«Найди игрушку»:
- Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
- Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
- Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.
Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.
Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.
Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.
Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым
Развитие творческих способностей
Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.
Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.
Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.
Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете
Физическое развитие
С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?
Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.
Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.
Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого
Можно включить следующие упражнения:
- Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
- Бег («догонялки» с родителями).
- Подбрасывание мячика.
- Ходьба по наклонной плоскости.
- Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
- Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
- Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
- Ходьба на месте.
- Подъем рук вверх и в стороны.
- С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
- Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).
Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.
Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.
Разновидности игр для малышей
В вашем детстве для того, что научиться считать и писать родители, скорее всего, использовали карточки со словами и цифрами, счетные палочки или даже просто объясняли все на пальцах. В современном мире за это давно взялись компьютерные игры для маленьких — они ваши лучшие помощники, попробуйте и убедитесь в этом сами.
К примеру, некоторые онлайн игры для самых маленьких помогут вам научить вашего ребенка следующему:
- считать (существуют онлайн-игры для любого вида счета: вычитание, умножение, деление и сложение);
- распознавать цвета (угадать какой цвет по картинке, узнать его название, как оно произносится и пишется);
- понимать расстояние (в игровой форме ребенок увидит какая белочка сидит ближе, а какая расположена дальше);
- определять что за животное изображено на картинке;
- читать (сначала игры помогут разучить буквы, а после сложить их в слова).
Занятия для развития
С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.
Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.
Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.
Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:
- лепки из соленого теста или специального песка;
- игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
- раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
- закручивания и откручивания крышечек;
- использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.
Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.
Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.
Волшебный таз
Что понадобится: большие плоские емкости вроде таза или ведерка, крупы и бобовые разных цветов и размеров (гречка, рис, фасоль, горох цельный и колотый и др.)
Развитие мелкой моторики — ключ к запуску речи. Поэтому не стоит пренебрегать играми с мелкими предметами и активностями, нацеленными на развитие тактильных ощущений.
Как играть
Возьмите таз, насыпьте в него крупу (сначала одного вида, потом нескольких, есть вариант взять два таза с разными крупами). Уверены, ребенок сразу же залезет в таз руками, начнет возиться в нем, высыпать крупу на пол, затем собирать ее по крупинке обратно в емкость.
Такое занятие само по себе классная игра для годовалого ребенка. Но если вы хотите придать ей большую осмысленность, заройте в крупе какие-то маленькие предметы: это могут быть любимые игрушки ребенка, камушки или что-то другое.
Устраивайте тематические занятия: сегодня вы спрятали в тазу овощи (например, маленькую картошку, свеклу, чеснок, морковку), а завтра фрукты (яблоко, груша, банан, киви и др.).
Усложнять такие задания можно почти до бесконечности — просить ребенка сортировать крупы и предметы по нескольким баночкам, ориентируясь на заданные вами признаки (большой, маленький).
Главное — не давать годовалому малышу слишком много заданий одновременно и следить, чтобы кроха не тянул в нос мелкие предметы.
Начинайте с самых простых активностей и, как только вы увидите, что ребенок без труда справляется с задачей, вводите новые элементы игры.
Кстати, крупы легко заменяются спагетти, сваренными до состояния аль денте и покрашенными пищевыми красителями в несколько цветов (красный, зеленый, синий). Их также удобно перебирать руками, прятать в них мелкие предметы (например, буквы, цифры). А еще вам не стоит опасаться, если ребенок решит перекусить прямо во время игры.
Игры с водой
Что понадобится: таз, ковшик, сито, емкости разных размеров
Почти все дети обожают возиться с водой. Не стоит пренебрегать этим: игры во время купания — отличная развивающая активность, которая займет малыша на 10-15 минут.
Разумеется, мама или другой взрослый должны всегда находиться рядом, так как ванна представляет собой место повышенной опасности.
Чтобы малышу было удобно играть и безопасно перемещаться во время игры, постелите на дно ванны противоскользящий коврик.
Как играть
Все просто. Предложите малышу наполнить разные емкости водой, а затем заняться переливанием воды из одного ведерка в другое. Эта игра — хит среди годовасов.
Попутно вы выучите цвета емкостей, объясните малышу понятия «больше/меньше».
Усложните игру, вручив малышу пластиковый ковшик или сито. Попросите ребенка с помощью этих предметов выловить из воды маленькие резиновые игрушки и, например, собрать их в тазике. Когда все предметы будут собраны в одном месте, повторите игру. Или попросите малыша вернуть игрушки в воду тем же путем – с помощью сита или ковшика.
Рисование пальчиковыми красками
Что понадобится: ватман или рулон бумаги, пальчиковые краски
Еще один способ потренировать мелкую моторику — дать малышу свободу порисовать руками.
Как играть
Для родителей, которые опасаются за сохранность мебели и других вещей в квартире, предлагаем два безопасных варианта этой игры. Первый: дать ребенку краски, когда он купается в ванной.
Второй: заранее выдавить краски на ватман и поместить его под плотную пленку или в файл — эффект от игры не будет таким классным, как при непосредственном взаимодействии с красками, но гонять цветную массу под пленкой тоже вполне весело.
Всем остальным предлагаем выдавать малышу по одной баночке краски и предлагать прямо руками рисовать на больших листах бумаги. Используйте кисточку или губку, чтобы нанести краску на всю ладошку, а затем рисуйте птиц, львов, деревья и многое другое.
Ищите в детских каляках образы разных животных и предметов, дорисовывайте им глаза, уши, хвосты!
Лабиринт для мячика на стене
Что понадобится: втулки от туалетной бумаги, бумажных полотенец, фольги, скотча, ватмана, малярный скотч, самоклеящаяся бумага, небольшой легкий мячик (продаются в зоо-отделе супермаркета) или помпоны (сделайте их из ниток самостоятельно).
Наконец-то картонные втулки обретут в вашем доме вторую жизнь (пускай и ненадолго). Игры с лабиринтом призваны развивать ориентацию в пространстве, крупную моторику.
Но перед тем, как малыш начнет играть, взрослые должны основательно подготовить игру. Для этого вам понадобится продумать расположение втулок (нарисовать все на бумаге), а затем с помощью малярного скотча приклеить втулки к стене так, как вы спланировали.
Как играть
Предполагается, что ребенок кидает мячик в трубы с одной стороны, затем мячик вылетает с другой и падает на пол или в коробку (ее тоже понадобится прикрепить к стене).
Вы будете поражены, как ребенок удивится простейшему фокусу. Убедитесь, что все тубы находятся в доступе малыша.
Ему придется много раз приседать и вставать во время игры — это поможет укрепить мышцы ног, а также целиться ровно в лунку трубы — чудесное упражнение на развитие моторики и концентрации.
Усложните игру, заклеив верх трубы скотчем и сделав в нем маленькое отверстие – ребенку понадобится смекалка и сила, чтобы догадаться, как пропихнуть в это отверстие мячик или помпон.
Мячик можно заменить плоскими игрушечными монетами и другими предметами разной величины и размера.
Игры с пластилином
Что понадобится: пластилин (важно, чтобы он был мягким).
Годовалые дети любят играть с мягким пластичным материалом, например с пластилином или самодельным соленым тестом.
Такие игры будут тренировать мелкую моторику и концентрацию.
Как играть
Странно требовать от годовалого ребенка слепить лисичку или зайчика. Ведь он только знакомится с материалом. Его пальчики еще совсем не развиты и не готовы к сложным манипуляциям.
Максимум, что стоит ждать, — малыш научится мять пластилин, отрывать от него небольшие кусочки (прилеплять их, например, на листочек), катать шарик (для этого пластилин должен быть хорошо разогрет), протыкать пластилин палочкой, делать смешную рожицу с использованием фасоли и спичек.
Строительство из блоков
Что понадобится: кубики, пирамидки, легкие предметы, из которых получится сделать башню (например, губки для мытья посуды, туалетная бумага, пластиковая тара из-под фруктов)
Игры с кубиками и пирамидками развивают наглядно-образное мышление, внимание, память, мелкую моторику.
Как играть
В год малыш способен самостоятельно построить простую башенку из четырех-шести кубиков или блоков. Покажите, какими бывают башни: в одну колонну или более сложными, когда два кубика ставят на небольшом расстоянии друг от друга и сверху помещают на них третий и получается окошко.
Стройте несколько башен и сравнивайте их по высоте. Сравнивайте высоту башни с ростом любимых игрушек малыша.
Ломайте сооружения и стройте их заново.
Делайте из блоков небольшую стенку, за которой удобно прятать игрушки. Например, козлят и поросят от серого волка, Колобка от Лисы.
Подвижные игры
Подвижные игры развивают не только крупную моторику малыша, но и в целом благотворно влияют на все системы организма. Особенное внимание следует уделять речевому сопровождению занятий: «на», «сели», «встали» и т.д. – это помогает отрегулировать темп и дыхание малыша и, в целом, активизирует его. Двигательные упражнения можно делать как дома, так и во время прогулки на свежем воздухе, сочетая их с прыжками, приседаниями, бегом и простой ходьбой. Каждая игра повторяется около 3 раз в неделю. Предлагаем несколько вариантов.
С игрушками
Собираем шарики
- Понадобятся два вида шариков – маленькие и побольше, и две коробки аналогичных размеров. Проговаривая величину сначала помогаем крохе: «большой шарик – в большую коробку, а маленький – в маленькую». Затем даем возможность малышу сделать это самостоятельно.
- Начиная с 1 года 10 месяцев можно также начать проговаривать цвета шаров.
Ищем игрушку
- Помещаем игрушку на видном месте, и вместе с карапузом отправляемся на поиски, поддерживая его под мышки или за руки.
- Можно положить в угол комнаты 3-4 игрушки и попросить малыша взять именно ту вещь, которые вы назовете.
- Прячем игрушку под покрывало так, чтобы была видна лишь ее часть: хвостик кошечки, волосы куклы.
Ползем к погремушке
- Кладем погремушку на расстояние от 1 метра и просим малыша доползти до нее, затем помогаем ему встать, поднять погремушку и позвенеть ею.
- Усложняем задачу – ребенок должен выполнить все действия самостоятельно. В следующий раз положите на пол 2 погремушки, взять их нужно обе.
- В зависимости от возраста увеличиваем расстояние: 1-1,5 года – до 2 метров; 1,5-2 года – до 2-3 метров; 2-3 года – до 3-4 метров.
Без предметов
- Паровозик (от 1,5 до 3 лет). Становимся впереди малыша, он – сзади, держась за вас. Начинаем двигаться вперед, подражая гудку паровоза. Усложняем задачу – меняемся местами; попеременно «регулируем» громкость гудка – то тихо, то громко.
- Поездка на поезде. Вместе с малышом сидим на стульчиках, выполняем руками круговые движения, подражаем гудку «Ту-ту», притопываем ногами. По сигналу «Приехали!», «Остановка – лес/деревня» – бегаем по комнате и собираем «грибы/цветы».
Общая продолжительность активных занятий в таблице:
Возраст | Время |
1 год и 2 мес. – 1 год и 3 мес. | 8 – 10 минут |
1 год и 3 мес. – 1 год и 6 мес. | 10 – 12 минут |
1 год и 6 мес. – 2 года и 6 мес. | 12 – 15 минут |
2 года и 6 мес. –3 года | 15 – 20 минут |
Дельные советы
Дождавшись годовалого возраста крохи, родители могут начинать заниматься с ним, знакомить его с интересными играми.
Но главное не перестараться, чтобы не отбить желание у малыша заниматься дальше. Для этого следует обратить внимание на следующие советы:
- Заниматься с ребенком нужно только тогда, когда он пребывает в хорошем настроении и его ничего не беспокоит.
- В графике следует выбрать время, в которое будут проводиться игры, занятия.
- При выборе очередного развлечения для крохи следует учесть тот факт, что чрезмерная их длительность, скорее всего, утомит кроху, и он потеряет интерес к происходящему.
Максимальным временем, на протяжении которого можно задержать внимание ребенка в полтора года, является 10 минут.
- Для того чтобы игра была интересной, а кроха усвоил что-то новое, родители должны наглядно показать, что именно он должен делать.
- В процессе занятия не нужно скупиться на хвалебные слова, ведь они поощряют малыша, являются стимулом для того, чтобы в следующий раз сделать что-либо еще лучше.
Несмотря на занятость родителей, с ребенком в 1 год нужно проводить как можно больше времени. Ведь в этом возрасте он нуждается в коллективе.
Даже если игру заменить обычным общением, это положительно скажется на эмоциональном состоянии малыша.
- https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kalendar-razvitiya-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god.html
- https://floragaz.ru/obshee/kak-razvivat-rebenka-god
- https://gamelayer.ru/igry-dlya-malyshej
- https://nutrilak.com/article/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-god/
- https://letidor.ru/otdyh/chem-zanyat-godovalogo-rebenka-8-veselykh-igr-razvivashek-dlya-doma.htm
- https://VseProRebenka.ru/razvitie/igry/razvivayushchie-dlya-detej-ot-1-goda.html
- https://razvitie-vospitanie.ru/igri/chem_zanyat_rebenka_v_1_god.html