Без грамоты — как без свечки в потёмках.
Боится школьник лозы пуще грозы.
Была бы охота, а выучиться можно.
В науке старых нет.
В учении трудно, да плоды учения сладки.
Век живи, век учись.
Веревка крепка повивкой, а человек—знанием.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Гни дерево, пока гнётся, учит дитятку, пока слушается.
Грамота не злом, а правдой сильна.
Грамота черкнет – и памяти не надо, прочтешь – и спрашивать не надо.
Грамоте знает, говорит: где писано, там черно.
Грамоте может, а прочесть не умеет.
Для ученного мир светел, для неуча мир темен.
Добрый разум наживают не разом.
Догадка хороша, а знание лучше.
Если глаза не видят, но уши слышат – ум богатеет, если глаза видят, но уши не слышат – ум скудеет.
Жизнь – самая большая школа.
Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил.
Знание и мудрость украшают человека.
Знание—дело наживное.
Знания границ не знают.
Знания на плечи не давят.
Знания не даются без старания.
Знания никому не в тягость.
Знания нужны в жизни, как винтовка в бою.
Знания—не кошель, за плечами не носить.
И неграмотен, да памятен.
Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
Краденое яичко школьнику слаще.
Крик, как в жидовской школе.
Кто возьмет без спросу, тот будет без носу.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
Кто любит науки, тот не знает скуки.
Кто учится с молоду, не знает на старости голоду.
Легко забыть то, чего не знаешь.
Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать.
Люди тянутся к знаниям, как растение к свету.
Много знать—мало спать.
Много ученых, мало смышленных.
На берегу плавать не научишься.
Наука глаза открывает.
Наука даром не даётся — наука трудом берётся.
Не выучит школа, выучит охота.
Не говори: учился, а говори, что узнал.
Не гордись званием, а гордись знанием.
Не насытится око зрением, а человек—знанием.
Не учи безногого хромать.
Не учи щуку плавать — щука знает свою науку.
Не штука проучить, а штука научить.